пятница, 19 апреля 2019 г.

Советы родителям первоклассника. Как подготовить ребенка к школе.

Хочет ли ребенок учиться?
На первом месте в понятии «готовность к школе» стоит мотивационная готовность. Проще говоря — это ответ на вопросы: «Почему ребенок хочет идти в школу? Хочет ли он учиться? »
Большинство детей в школу идти хочет, даже очень. Поэтому большинство родителей считают, что мотивационная готовность у ребенка есть. Но это не всегда так.
К шести годам школа для ребенка— в первую очередь символ взрослости. И если развитие ребёнка происходит в нормальных, здоровых условиях, у него хорошие взаимоотношения с родителями, которым он стремится подражать, то для такого ребенка стать взрослым — желанная цель. А школа приближает его к этой цели. «Я уже большой, я иду в школу!»
Впрочем, бывает и по-другому. Случается, что по нашей взрослой вине ребенок начинает думать, что лучше и легче быть маленьким. «Маленьких не ругают, им все можно, а большим ничего нельзя, их за все ругают». А раз так, ребенку совсем не хочется становиться большим, и школа с ее новыми требованиями становится нежеланной. Совсем другое дело, если упоминания о школе, о взрослении связаны с похвалой.
Ребенок может захотеть в школу, потому что все его друзья тоже пойдут в школу, потому что ему купят много новых вещей: пенал, ранец, ручки, карандаши. Кроме того, для него интересно все новое и необычное. Такое отношение тоже естественно для ребенка и совершенно необходимо.
Однако важно различать желание пойти в школу и желание учиться. Разница между этими желаниями большая. Желание учиться формируется сложнее. Конечно, и здесь большую роль имеют слова и поступки взрослых. Кроме того, на протяжении всего дошкольного детства главная роль в развитии этого желания принадлежит игре. Именно она помогает ребенку осознать важность человеческих отношений, попробовать себя в различных ролях, «примерить» на себя самые разные профессии и ситуации. И именно в игре ребенок сталкивается с недостаточностью своих знаний и умений. Где же все узнать? Конечно в школе!
И вот уже ребенок хочет поскорее пойти в школу, чтобы там всему научиться. Вначале он еще не полностью сознает, что ему придется выполнять определенные правила и даже отказываться от некоторых своих желаний (например, поиграть в машинки прямо сейчас). К шести годам желание учиться формируется у большинства детей в-полной мере.
Но если ребенок дома слышит разговоры о том, что в школе скучно, не интересно, что там его ничему нужному не научат, то стремление стать школьником у него пропадает.
Бывает, что ребенок боится идти в школу. «В школе учительница строгая. Она меня ругать будет. Она мне двойку поставит». Причина такого отношения к учебе в школе чаще всего кроется в неправильном домашнем воспитании. Родители, стремясь показать ребенку, как надо и как не надо себя вести в школе, начинают запугивать его. Это очень вредно для всех и совершенно недопустимо по отношению к робким и не уверенным в своих силах детям. «Смотри, как ты неаккуратно сделал. В школе тебе за такую работу двойку поставят». После таких слов ребенку становится просто страшно идти в школу. Сколько же потребуется от учителя терпения, внимания, времени, чтобы избавить его от этого страха, чтобы вселить веру в собственные силы! А чего будут стоить самому ребенку первые шаги в школе!
Намного проще было бы сразу сформировать правильное представление о школе, положительное отношение к учителю, к учебе, книге.
Существует множество методов, которыми успешно пользуются многие семьи. Это чтение всей семьей различных книг, составление личной библиотечки ребенка, и родительские рассказы о школьных годах, и т. д., и т. п. Часто детский вопрос, одно из бесконечных «почему», может быть поводом для совместного поиска ответа в книге. Путь более трудоемкий на первый взгляд, он может превратиться со временем в исключительно полезную привычку «рыться в книгах» в поисках ответов на самые разные вопросы. Это «вечная» игра «в школу», для которой стоит создавать условия, и участие в ней родителей (совсем не обязательно в роли учителя).
Родители могут задать закономерный вопрос: «Значит ли, что ребенок со сформированной мотивационной готовностью не будет испытывать трудностей при поступлении в школу?»
К сожалению, это не всегда так. В чем же тогда ценность мотивационной готовности? В том, что она является фундаментом, на котором развивается интерес к получению знаний в школе. Этот интерес не возникнет на пустом месте. Вначале появится интерес к внешней стороне обучения, к школьным принадлежностям, правилам, учительнице. Такой интерес недолог, он исчезнет, как только ребенок привыкнет к школе. Его должен сменить интерес к содержанию знаний, к получению новых знаний и умений. А вот он как раз формируется на основе мотивационной готовности к школьному обучению.
Если ребенок не стремится в школу и не готов соблюдать школьные обязанности и правила, то как бы хорошо он ни умел читать и считать, он не сможет хорошо учиться.
Хотя мы говорим о периоде жизни ребенка, который предшествует его приходу в школу, стоит также сказать о так называемой адаптации, или привыкании, ребенка к школе. Из дошкольника, который мог делать все (или почти все), что захочет, ребенок с первых школьных дней постепенно превращается в ученика.
Говоря словами психологов, в этот период происходит переход от обучения по собственной программе (ребенок запоминал только то, что ему интересно) к обучению по программе, заданной взрослым.
Для первоклассника процесс приспособления к новым условиям, к новому коллективу — достаточно трудный, поэтому ребенку необходима помощь взрослых — как педагога, так и родителей. Для легкого и безболезненного привыкания ребенка к школе очень важно, чтобы отношения в семье были ровными, без ссор и скандалов. Конфликтные ситуации в семье, непонимание между родителями и учителем значительно затрудняют вхождение юного ученика в новую полосу жизни.
Для того чтобы привыкание к школе проходило успешно, необходимо еще до школы сформировать у ребенка те качества характера, которые помогут ему найти контакт с учителем и одноклассниками.
К таким качествам можно отнести: умение ребенка построить общение со сверстниками, умение при необходимости подчиняться требованиям взрослых. Важно помнить, что в первом классе для ребенка самое главное — научиться учиться, а не получать конкретные знания и умения.
Поэтому с раннего возраста ребенка начинайте внимательно относиться к его поступкам и делам. Достижения ребенка, его правильные поступки принесут вам радость, а ошибки совместными усилиями можно будет исправить. В этой кропотливой, длительной и не дающей мгновенных результатов работе рождаются первые победы ребенка над собой и радость от преодоления трудностей.
Исследования психологов показали, что для первоклассника общение со взрослыми, родителями не является основным. Однако это общение играет большую роль во время смены одного вида деятельности на другой (игры на учение). Ребенку в этом возрасте необходимо эмоциональное сопереживание со взрослыми, их понимание. Ему крайне важно, чтобы его оценка окружающего мира совпала с оценкой взрослых. Это также необходимо для того, чтобы ребенок смог правильно оценить себя.
Очень важно, чтобы родители не использовали при этом угрозы типа: «Вот в школе тебе покажут, как надо себя вести!» Необходимо подчеркивать значимость занятий ребенка для членов семьи. Родители должны демонстрировать свою уверенность в том, что учеба ребенка будет успешной, что он будет выполнять требования учителя.
Однако не надо брать с ребенка слово, что он обязательно станет отличником. Быть отличниками никогда не смогут все дети. Да и едва ли это самое важное. Только отсутствие завышенных требований и уверенность родителей в том, что учеба у ребенка наладится, в конце концов принесут свои плоды.
Слушаться или слушать. Что важнее?
Многие родители считают, что ребенок прежде всего должен быть послушным и дисциплинированным. Это, конечно, полезные качества, но весь вопрос в том, какими средствами добиваться их формирования. Некоторые кричат на ребенка, наказывают за малейшую ошибку, и постепенно он перестает воспринимать нормальную спокойную речь. Излишняя строгость и давление со стороны взрослого хотя и являются внешне эффективными средствами, на самом деле очень вредны. Этим взрослые подавляют активность ребенка, превращают его в автоматического исполнителя чужой воли, а для успешной учебы в школе ребенок, прежде всего, должен быть самостоятельным. Приказами, наказаниями и страхом можно добиться подчинения, но нельзя научить ребенка управлять собой и своим поведением. Именно умение управлять своим поведением является главной чертой волевой готовности.
Конечно, выполнять определенные правила школьного распорядка важно, но не менее, а может быть, и более важно умение слушать, вникать в содержание того, о чем говорит взрослый, не отвлекаться.
Для пятилетнего ребенка все это представляет большую трудность, однако не означает, что дошкольник не может управлять собой. Ему не чужда произвольность. Проявляется она, например, в том, что ребенок в игре может заставить себя выполнять не нравящуюся ему роль или правила или самостоятельно выучить стихотворение, чтобы выступить на утреннике.
Но если работа ребенку не интересна или он просто устал, то удержать внимание ему будет очень сложно. Дошкольнику еще не по плечу длительное напряжение произвольного внимания, восприятия и памяти.
Но уже через год, в школе, его ждет напряженный труд и от него потребуют делать не только то, что ему захочется, но и то, что необходимо. А это не так-то просто: на улице так весело играют дети и хочется поделиться с товарищем по парте важными новостями. И чтобы делать не только то, что хочется, но и то, что нужно, ребенку необходимо приложить волевое усилие.
К концу дошкольного возраста ребенок уже может поставить перед собой цель, пусть и самую простую. Он может наметить план действий, реализовать его, проявить усилие для достижения цели, оценить результат своего действия. Например, ребенок играет в строительную игру. Его цель — постройка замка. Попросите его рассказать, что нужно сделать, чтобы замок получился прочным и красивым, — это н будет планом действий. Если что-то у ребенка не получается, он будет много раз переделывать, пока не добьется результата, тем самым проявляется волевое усилие для достижения цели. В конце игры попросите его объяснить, что в постройке у него получилось, а что нет, — таким образом он самостоятельно оценит результат своей работы.
Родителям важно помнить, что цели, которые ставит перед собой ребенок, еще не всегда осознаны, устойчивы н точны, что чем сложнее задание, тем труднее ребенку сосредоточиться на его выполнении.
Все исследования развития воли у детей показывают, что в дошкольном возрасте цель достигается успешнее в игре. И знакомые с этой закономерностью родители генеральную уборку квартиры, например, превращают в веселую игру. Тогда труд становится для ребенка праздником, а взрослые получают возможность без угроз и назидательности руководить трудовым, физическим и нравственным развитием своего ребенка.
Игра — это признанный всеми психологами и педагогами метод обучения и воспитания дошкольников. В каждой игре, даже самой простой, обязательно есть правила, которые организуют и регулируют действия ребенка. Они являются той «точкой опоры», с которой можно сравнить свои действия, оценить их. В игре необходимость выполнения правил очевидна, и ребенок быстро убеждается в том, что их нарушение идет во вред ему самому. Выполняя правила игры, сначала простые, а затем и более сложные, ребенок постепенно привыкает следить за своим поведением, управляет им.
Одним из приемов, помогающих ребенку осознать свою жизнь во времени, может стать планирование дня и подведение его итогов.
К планированию дел на день нужно привлекать и самих детей, чтобы они имели возможность принимать собственные решения. Привычка жить по указаниям взрослых приводит к тому, что ребенок не может что-либо решить самостоятельно.
Привить ребенку самостоятельность вы сможете в игре. В ней он научится делать сознательный выбор. Вопросы взрослого типа «Во что ты хочешь играть — в кубики или машинку? С кем будешь играть? Кем тебе интереснее быть — продавцом или покупателем?» заставляют ребенка представить различные варианты собственных действий, осознать свое желание и принять правильное решение.
Общаясь с ребенком во время игры, взрослый помогает ему установить связь между прошлыми, настоящими и будущими действиями, выделить для него цель и средства ее достижения. Такие вопросы, как «Что ты хочешь слепить? Что нужно сделать вначале? Что ты будешь лепить вначале, а что потом?», как раз и направлены на то, чтобы ребенок понял, что и для чего он делает.
Если же ребенок не знает, что ответить, вы можете ему помочь. Например: «Ты хочешь построить дом? Для этого тебе понадобятся вот эти большие кубики» или «Ты играешь в продавца? Это твой покупатель? Тогда надо сначала спросить его, что он хочет купить, а потом показать товар...» Если ребенок не согласен с вами и предлагает свой собственный план действий, то ни в коем случае нельзя настаивать на своем. Примите его решение и помогите воплотить его в жизнь. Когда ребенок привыкает к подобным вопросам, он станет сам задавать их себе и отвечать на них.
Но не старайтесь добиваться от ребенка правильного ответа — ответ на такие вопросы не может быть правильным или неправильным. Нужно всегда одобрять самостоятельный ответ или выбор, так как всякий нажим на ребенка может привести его в состояние скованности, заторможенности. А задача взрослого состоит в обратном: в том, чтобы вопросами поддержать самостоятельные действия ребенка, придать им произвольный, осознанный характер.
В школе от ребенка потребуется умение понять задание учителя, подчинив ему свои собственные желания. А для этого необходимо, чтобы ребенок умел сосредотачиваться на инструкции, которую он получает от взрослого. Вы можете сами развить такое умение дома, давая ребенку разные задания. Для этого вам нужно попросить ребенка повторить задание, которое вы ему дали, чтобы убедиться, что он понял правильно. Если задание сложное, то можно попросить ребенка объяснить, зачем он это будет делать, можно ли выполнить поручение (например, разложить игрушки в отведенном месте) разными способами.
Свидетельством того, что самостоятельность у ребенка формируется достаточно успешно, служит привычка без напоминания и помощи взрослого выполнять ежедневно повторяющиеся действия (убирать игрушки после игры, кормить рыбок и др.), стремление проявить инициативу, готовность прийти на помощь.
Не менее важным компонентом волевой готовности к школе можно считать умение ребенка строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Для успешной учебы в школе очень важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества, как доброжелательное, уважительное отношение к товарищам, общительность, готовность проявить сочувствие. Наличие таких черт в поведении создает эмоционально-положительный тон общения со сверстниками в школе, а значит, способствует успешному прохождению периода адаптации. Волевая готовность характеризуется также и определенным уровнем развития нравственных чувств и сознания ребенка. А это значит, что ребенок понимает значимость нравственного поведения, у него развивается способность к самооценке своих поступков, формируется чувство ответственности и справедливости.
К 6-ти годам у детей значительно изменяется степень произвольности движений. Психолог Неверович Я. 3. писала, что именно в этом возрасте возрастает умение анализировать собственные движения, ребенок более внимательно от¬носится к точности рисунка движений. Все это говорит о возможности сознательного приобретения двигательных умений уже трудового порядка, сложных форм умений и навыков — письма, игры на музыкальных инструментах и т. п. Волевое поведение шестилетнего ребенка проявляется и в преднамеренном заучивании стихотворения, в способности отказаться от привлекательного занятия, игры ради выполнения поручения взрослого, ответственного поручения (дежурство в столовой и т. д.), в умении перебороть страх, боль (не заплакать при ушибе).
С познавательной деятельностью дело обстоит сложнее, так как шестилетний ребенок еще не осознает важности ежедневных занятий. Поэтому взрослым следует учитывать возможности, интересы и потребности детей этого возраста.
Как показывают специальные исследования, проведенные психологами, первостепенное значение в формировании воли имеет воспитание у ребенка стремления не пасовать перед трудностями, не отказываться от намеченной цели при столкновении с препятствиями. Все эти качества помогут ребенку самостоятельно или при незначительной помощи преодолеть трудности, которые возникнут у него в первом классе.
Как видите, от вас потребуется проявить терпение, внимание и настойчивость, чтобы сформировать у ребенка волевую готовность.
Готова ли рука к письму?
В понятие «психологическая готовность к школе» входит и понятие «двигательная готовность». Никто не станет спорить с тем, что общее физическое развитие ребенка перед поступлением в школу должно соответствовать возрасту. Однако особенно важно, чтобы были хорошо развиты мелкие мышцы кистей рук, иначе ребенок не сможет правильно держать ручку, будет быстро уставать при письме.
Не менее важным является координация глаза и движения руки. Психологи такую координацию называют зрительно-двигательной и считают ее одной из самых главных составляющих психологической готовности к школе.
Доказано также, что чем выше развита мелкая моторика, то есть движения кистей рук, тем выше развитие речи и мышления ребенка. У ребенка с высоким уровнем развития мелкой моторики наблюдается и достаточно высокий уровень развития памяти и внимания. Поэтому крайне важно еще до школы начать готовить руку ребенка к письму.
Стоит особо подчеркнуть, что речь идет именно о подготовке руки. Учить ребенка писать до школы не следует.
Во-первых, не все родители знают, как правильно учить ребенка писать. Это зачастую приводит к формированию неправильной техники письма и дальнейшему мучительному переучиванию.
Во-вторых, созревание зон головного мозга, отвечающих за зрительно-двигательную координацию, заканчивается в 6- 7 лет. То есть тогда, когда ребенок уже стал школьником.
Подготовка же руки к письму до школы может заклю¬чаться в упражнениях и заданиях, направленных на разви¬тие координации движений рук.
Как же определить, насколько ребенок подготовлен к обучению письму? Ответить на этот вопрос вы можете, наблюдая за тем, как рисует ребенок. Во время этих наблюдений вас должны насторожить следующие случаи:
- если ребенок для того, чтобы закрасить фигуру, поворачивает лист, значит, он не в состоянии менять направление линии с помощью движений пальцев;
- если на рисунке все предметы нарисованы очень мел¬ко, значит, кисть руки сильно зажата, находится в постоянном напряжении.
Во второй части книги вы найдете конкретные рекомендации, игры и задания для развития мелких мышц кистей рук ребенка.
А пока мы поговорим о зрительно-двигательной координации. У ребенка к 6-ти годам уже должно быть полностью сформировано умение выделять из рассматриваемой картинки или предмета отдельные части, что поможет ему одновременно смотреть на предмет и рисовать его. В школе это умение крайне необходимо, так как многие задания построены именно таким образом: учитель пишет на доске, а ученики должны переписать задание в тетрадь без ошибок.
Вот почему так важно, чтобы у ребенка были согласованы действия глаз и руки, чтобы руки выполняли бы только то задание, которое им дают глаза.
Особую роль в развитии ручной умелости и зрительно-двигательной координации играет рисование. У ребенка, работающего кисточкой или карандашом, поза и положение рук очень приближены к тем, которые необходимы при письме, да и сама техника рисования напоминает технику письма.
Таким образом, от вас требуется научить ребенка правильно держать в руках кисточку и карандаш — между большим и средним пальцами, придерживая сверху указательным пальцем, спокойно, без напряжения, не сгибая, положив его на карандаш. Ребенок не должен слишком сильно сдавливать карандаш или кисточку в пальцах, держать ближе 3-4 см от отточенного края или ворса. Сидеть при этом он должен прямо, не наклоняясь над листом бумаги. Освоив правильную посадку при рисовании, ребенок сможет без труда выполнять подобные требования при письме.
Следует напомнить, что правильная посадка при рисовании (лепке, игре за столом) чрезвычайно важна также для формирования правильной осанки, сохранения зрения и здо-ровья внутренних органов.
Нужно ли переучивать левшу?
Многие родители, наблюдая за тем, какой рукой их малыш держит ложку или карандаш, пытаются определить — левша их ребенок или правша. При этом тот факт, что ребенок может оказаться левшой (психологи говорят: «леворуким»), почему-то их пугает. Если их предположение подтверждается, они пытаются переучить ребенка, а порой даже обращаются к врачам. Некоторые родители столь ретиво берутся за «исправление», что ребенок в итоге не только теряет уверенность в себе, но и приобретает массу комплексов. Из сказанного следует только один ответ: леворукого ребенка переучивать нельзя. В том, что ребенок предпочитает выполнять все действия левой рукой, нет никакой патологии. Это можно рассматривать как особенность, с которой следует считаться.
Вопрос о причинах доминирования правой или левой руки достаточно сложен. У взрослого человека полушария головного мозга не являются зеркальными. Доминирование одного из них и связь с ведущими рукой, глазом, ухом и т.д. представляют собой уникальную для каждого человека комбинацию. Поэтому какие-либо общие рекомендации для леворуких детей едва ли имеют смысл.
Теперь вы понимаете, что переучивать левшу вам не надо. Не разрешайте этого делать и другим взрослым. Воспринимайте ребенка таким, каков он есть, и тогда его леворукость не превратится в проблему.
Режим дня
Многие ученые-физиологи среди самых важных человеческих способностей выделяют такой показатель, как выносливость — способность организма выдержать длительные нагрузки. Было установлено, что выносливость теснейшим образом связана с работоспособностью. А без высокого уровня работоспособности ребенку будет трудно в полной мере овладеть программой, предусмотренной для первоклассников в школе.
Специальные исследования показывают, что значительное влияние на формирование работоспособности у дошкольников оказывают игры на свежем воздухе, обучение плаванию, регулярная утренняя гимнастика и, наконец, соблюдение режима дня. Режим дня — это четкое, ежедневно повторяющееся чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности. Неотъемлемыми составляющими режима являются ритмичность и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность проявляется в чередовании бодрствования и сна, в ритме дыхания, сердечных сокращений, изменении температуры тела (повышении к вечеру и понижению к утру). Все это обусловлено ритмичностью деятельности организма. Поэтому необходимость ритмичности режима, то есть смены различных занятий, предусмотрена прежде всего самим организмом ребенка.
Рациональность режима строится на основе:
- наилучшего соотношения между сном и бодрствованием;
- соотношения между умственной и физической нагрузкой.
Чередование различных по характеру и нагрузке видов деятельности вызывает чередование возбуждения различных участков головного мозга, предохраняя его от переутомления. Этот фактор особенно важен в наше время, когда поток информации и нервно-эмоциональные нагрузки увеличива¬ются буквально с каждым днем. Многократное повторение одних и тех же действий в течение определенного времени уменьшает затраты на переход от одного вида деятельности к другому, а следовательно, у вашего ребенка останется больше энергии и сил на выполнение домашних заданий.
Ребенок, который живет по режиму, легче овладевает многими бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками, постепенно привыкая выполнять их почти автоматически, что приводит к высвобождению внимания ребенка для более сложной деятельности. Он приучается планировать свое время и распределять работу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Осознанный взгляд на воспитание мальчика

  Материал разработан и подготовлен  Уржунцевой Натальей Васильевной, Атюшиной Татьяной Алексеевной В разные времена менялись взгляды на вос...